1. Жил-был хакер, и звали его Томас Андерсон, однако это неважно, а важно, что прозвище его (в сети, и не только) было Нео. Этот Нео был так крут, что мог через Интернет почесать за ухом президента, и его бы никто не нашёл (на самом деле, найти его, конечно, могли, но по таким пустячным поводам, как ухо президента или сверхсекретные документы транснациональной корпорации никто из тех, кто мог, и пальцем бы шевелить не стал). Ясно, что пареньку стало скучно, он стал лезть, куда не просят и набрёл в сети на упоминания о некоем Морфиусе, который является то ли ужасным террористом, то ли борцом за свободу (смотря с какой точки зрения смотреть).
2. А в это время искомый Морфиус и его соратница Тринити ищут самого Нео, при этом ловко скрываясь от полиции и неких агентов некой Службы Безопасности с помощью звонков по телефонам. Позвонил — и тебя уже нет в этом мире, а полиция и агенты (главный, видимо для конспирации, носит редкую фамилию Смит) снова остаются... не с носом, а с дисковым или кнопочным телефонными аппаратами.
3. Но агенту Смиту не нравится такой расклад, и он замышляет ужасное (хотя, с другой стороны, для безопасности страны и системы спецслужбы ещё и не такое делают): прочитав в оставленном Тринити компьютере имя Нео (Гугль или Яхххо рулит!) он вызывает нашего хакера на профилактическую беседу, во время которой сажает ему жучка прямо внутрь организма очень неаппетитным способом и одновременно лишает способности говорить (а не фиг чесать за ухом президента, даже если тому нравится). Таким нехорошим методом Смит хочет выйти на Морфиуса, если тот всё же разыщет компьютерного гения.
4. Нео в шоке, ці ж руки нічого не крали, а те документы корпорации он и не брал вовсе, только одним глазком посмотрел (правда в глазу фотокамера была, ну так мы же за технический прогресс и свободу слова). Парень просто не знает как жить дальше. Но тут появляется шустрая Тринити, которая везёт Нео к Морфиусу, одновременно избавляя его от жучка, тоже очень противоестественным способом.
5. Морфиус первым делом предлагается Нео закинуться таблеткой, утверждая, что если тот выпьет синюю, то всё забудет, если красную — то узнает сермяжную правду об этой жизни (цвет таблеток мог и перепутать, если что — не казните), причём заставляет сделать это быстрее, поскольку злобный агент Смит уже на хвосте у всей бан... простите, у всей компании. Тут хочется сделать небольшую ремарку. Вот вы, да-да, вы, читатель, стали бы пить неизвестные таблетки из рук человека, которого первый раз видите, и который совершенно не похож на врача??? Не стали бы? А вот Нео стал. Почему? Не знаю, мне видятся два варианта: либо побоялся, что побьют (а согласитесь, вид у Морфиуса вполне располагающий к рукоприкладству), либо не боялся экспериментировать с тяжёлыми наркотиками.
6. Но хватит отступать от сюжета. Нео выпил красную таблетку и узнал, что мир поработили его любимые компьютеры, при этом энергию для своего функционирования они высасывают из тел людей, складированных по всей земле. А ту реальность, которую знал Нео, просто проецируют продвинутым фильмоскопом прямо в мозг каждого из людей от рождения до смерти. Сам же Морфиус сотоварищи — одни из немногих, кто знает настоящую реальность и борется против искусственного интеллекта. Они не подключены к Матрице (это и есть название сатрапов-компьютеров, которые как Скайнет из «Терминатора», только круче), и могут вытянуть и нашего героя, чтобы он с ними воевал за свободу. Тут Нео вдруг спросил (удивительно, только что глотал таблетки и ничего не спрашивал): а зачем я вам нужен, я же такой как все? Нет, брат, - говорит Морфиус, - ты Избранный.
7. Почему начальник борцов с искусственным разумом так решил? Ответ прост до тупости: он так решил. А почему он так решил? А ему сказала Пифия, этакая киберВанга и нетНострадамус в одном флаконе. Сама являясь компьютерной программой в Матрице, она напророчила, что Морфиус найдёт Избранного, который разрушит систему (ИМХО, это равнозначно, если вы вдруг захотите уничтожить всю Землю и покажете какому-нибудь депрессивному маньяку, где находится красная кнопка), судя по всему и имя «Нео» назвала. Вот Морфиус и ищет кандидата, причём давно, а его коллеги по борьбе потихоньку посмеиваются над ним. И только Тринити полностью разделяет веру командира, и знаете почему? Вы будете смеяться, но ей тоже поворожила та же Пифия. И что ей было сказано? Тут даже и вариантов нет: она полюбит Избранного. Правда, оригинально? Поэтому Тринити мужиков к себе не подпускает, ещё бы, вдруг Избранный окажется ревнивым.
В общем-то, понять Морфиуса и Тринити можно. Они проигрывают Матрице, которая теснит людей куда-то под землю, а Избранный мог бы решить все проблемы и даже победить агента Смита, который является чем-то вроде фаервола и антивируса одновременно. После этого и козе понятно, что систему можно брать голыми руками. Вот они и вытянули, как репку, Нео из царства грёз и...
8. И всю оставшуюся часть фильма убеждают Нео, что он Избранный. Дальше просто: наш любопытный хакер изо всех сил сопротивляется Откровению, правда, попутно подкачивая свои умения и знания, особенно из области восточных единоборств и падения мордой в асфальт. Потом предательство, драки (почему-то в длинном плаще и в очках, так наверное удобне скакать по стенам, делать кульбиты и фляки), убийство Нео в матрице Смитом, воскрешение с помощью поцелуя Тринити в реальности (ауууууууу, Спящая красавица), осознание Нео себя Избранным, возвращение в Матрицу и уничтожение Смита в особо циничной форме, как-то: ломание агентом стен, потолков и прочих предметов мебели.
Ура! Наши победили, Морфиус не дурак, Тринити невеста, Нео Избранный. Конец фильма.
Теперь попробую изложить свои мысли по поводу. Что касается новизны, то с точки зрения спецэффектов в кино действительно есть определённые первопроходческие фишки: это и эффект вращающейся камеры вокруг предмета (когда в Нео стреляют, а он отклоняется, камера крутится вокруг летящей пули очень эффектно), это и сло-мо (замедление действия в кадре, вплоть до остановки), которое, не являясь новацией, именно в этом фильме очень ярко себя «проявило» и после «Матрицы» стало использоваться везде. Вообще технически фильм сделан добротно. Но в любом случае революции, как почему-то считается, фильм не произвёл: практически всё надёргано из разных источников. Другое дело, что надёргано талантливо, плюс добавлено немного своего, поэтому смотрится конфеткой. Кстати, создатели и дальше не очень-то старались изобретать, например в 3 третьей части робот-стрелок, управляемый человеком — технично позаимствованный и творчески переработанный робот-ремонтник из «Чужих» Кэмерона (помните, как Рипли в этом роботе оправила полетать в открытый космос последнего Чужого?). В целом, в умении хорошо подать свой продукт создателям «Матрицы» не откажешь.
Кстати,об избранности. Наверное, даже у питекантропов уже существовали устные легенды о суперохотнике, который одним ударом убивает мамонта. Сюжетов об избранном супервоине, суперженщине, супермене наконец существует огромное количество. Это штамп избит настолько же, насколько мог бы меня избить Майк Тайсон на ринге. Порабощение человечества злобными пришельцами, умными машинами или пылесосами тоже далеко не новость. Уже упоминавшийся Скайнет или «Кукловоды» Хайнлайна, это только навскидку. Кстати в лихом фантбоевике «Факультет» идея захвата пришельцами людей взята как раз из «Кукловодов», и одна из героинь вспоминает Хайнлайна. Режиссёр Родригес отдал дань великому фантасту, ну а братья Вачовски сами с усами, придумают так, что аж фуфайка завернётся! А что до них такое писали/снимали — это не так важно, копирайта нет.
Идея о том, что Нео не верит в себя, но старательно прокачивается, а потом после Чуда бах! - поверил и уже прокачан взята из фильмов про карате и китайцев. Взять любой из них, хотя бы хит видеосалонов конца 80-х «Кровавый спорт» с Ван Даммом: он там тоже весь фильм тренируется, чтобы побить на ринге всех и стать чемпионом (Избранным), причём параллельно нужно победить непобедимого особо злобного китайца (агент Смит). Когда Ван Дамм и Главгад встречаются в финале (первая драка Нео со Смитом), сначала китаец почти побеждает Жан-Клода (Смит убивает Нео). Но суперусилием воли и с помощью красивого шпагата Ван Дамм встаёт (Чудо воскрешения) и хотя бьёт внешне так же, как и раньше, азиат почему-то падает и проигрывает (вторая драка Нео со Смитом). Всё стандартно, никаких отклонений, как в ГОСТах Советского Союза!
Косвенным признаком того, что Вачовски, прямо скажем, слабенькие сценаристы, стал и провал следующих частей «Матрицы». Нет, за счёт спецэффектов и харизмы первой части бюджет отбили с лёгкостью, но фанаты были просто разочарованы продолжениями. Естественно, повторение повторенного никому не нравится, а с новыми сценарными ходами у братьев оказалось туго.
Наконец, самое вкусное – игра актёров. Их не так много, разберу по отдельности.
Почему же «Матрица» всё-таки стала культовым кино? Как мне кажется, тут играют роль две причины. Первая из них та, что «Матрица» появилась очень вовремя. До неё не снимали такое масштабное кино-киберпанк. Да, был уже «Джонни-мнемоник» с тем же Киану Ривзом, но он не дотягивал до полноценного блокбастера по всем параметрам. Братья Вачовски оказались хорошими маркетологами и дали такой продукт, к которому зрительские массы уже были готовы и хотели его потребить. А вторая причина – эффект приличия: в 60-70 годы 19-го века в любой приличной американской семье всегда хранилась книжка «Хижина дяди Тома». Её можно было не читать, но иметь – обязательно. Так же и с «Матрицей». Очень многие посмотрели этот фильм из-за шумихи вокруг него. «Ты не видел «Матрицу»? Ты чо, обалденная кинуха, надо полюбасу тебе зазырить а то с тобой и базарить будет не о чем» ну и так далее. Процентов 20 сборов «Матрица» таким путём набрала, я уверен.
Спасибо за проскролливание!!!!