Меньшов Владимир Валентинович
Родился 17.09.1939, Баку

Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 в Баку (Азербайджанская ССР). Отец — Меньшов Валентин Михайлович (1912—1974). Мать — Меньшова Антонина Александровна (1905—1964). Жена — актриса Вера Алентова. Есть дочь — актриса и телеведущая Юлия Меньшова.
Путь в актеры
Валентин Михайлович очень хотел, чтобы сын избрал профессию военного. Однако Владимир мечтал совсем о другом. Еще с детства он увлекся кино. Мальчик не раз пересматривал советские фильмы, многие из которых знал практически наизусть. Кроме того, Владимир участвовал в постановках школьных спектаклей, а также серьезно изучал литературу о кино.
К окончанию школы Владимир твердо утвердился в мысли стать актером. Родители были не в восторге от выбора сына, - слишком уж сомнительной им казалась эта затея, но мешать сыну они не стали. Так, в 1957 году Владимир отправился покорять Москву.
Первая попытка оказалась неудачной. Во ВГИКе юношу забраковали. Причем забраковали по делу, - Владимир оказался совершенно неподготовленным. Но поездка не прошла даром. Окунувшись в новый для себя мир, он был им просто зачарован, и твердо решил не отступать от своей цели.
Владимир вернулся в Астрахань и устроился на завод имени Карла Маркса. Там он работал сначала учеником токаря, а затем токарем. В 1958 году юношу приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра, где он начал набираться столь необходимого опыта для поступления в театральный институт.
В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку. И только в 1961-м вновь решился на покорение Москвы….
Первые роли в кино
В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК. К диплому однокурсник Владимира Александр Павловский решил поставить на Одесской киностудии комедию «Счастливый Кукушкин». Владимир Меньшов выступил в ней в качестве соавтора сценария, а также исполнителя главной роли – молодого рабочего Кукушкина. Дебют Меньшова удался. В 1971 году картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71».
Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза Семена Боброва в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.
После этого Меньшов вдруг оказался очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча» (колхозный бригадир Клим Авилов), производственной драме «Собственное мнение» (психолог Петров). В этих картинах Меньшов создавал образ решительных, волевых людей, обладающих чувством собственного достоинства и обаянием.
Первая режиссерская удача
Несмотря на удачные актерские работы, главным для Меньшова, по-прежнему, оставалась режиссура. Его первой работой на этом поприще стала короткометражка «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», снятая еще в годы учебы. А настоящий дебют в качестве режиссера состоялся в 1976 году.
Картина «Розыгрыш», рассказывающая о жизни современных школьников вызвала у зрителей бурный успех, составными частями которого стали: правдивый сценарий, великолепная игра молодых звезд (Дмитрий
Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев, Евдокия Германова), замечательные песни Александра Флярковского и Алексея Дидурова и, конечно же, качественная режиссерская работа. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР.
«Москва слезам не верит»
В 1978 году Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит». Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. История девушки-лимитчицы, преодолевающей жизненные трудности и становящейся директором фабрики, никого не воодушевляла. В советском кинематографе уже были подобные картины, например «Светлый путь» Григория Александрова, где главная героиня Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. Немало известно и голливудских примеров, самым ярким из которых, конечно же, является драма Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон». Тем не менее, Меньшова все это не смутило, он взялся за работу, как оказалось впоследствии, не зря.
В первую очередь Владимир Меньшов полностью переработал сценарий, увеличив объем до двух серий и введя новых персонажей. На главную роль Кати Тихомировой он определил свою жену Веру Алентову, а на остальные – популярных Алексея Баталова и Олега Табакова и молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. В своей картине Меньшов очень органично соединил две разные эпохи: Москвы 60-х и Москвы 70-х. Очень умело в ткань фильма была введена ретро-сцена с Леонидом Харитоновым, Иннокентием Смоктуновским и Георгием Юматовым.
На экраны фильм вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Успех был просто ошеломительным! Люди ходили на него по 2-3-4 раза! Всего за 1980 год только в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! Не удивительно, что по итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим фильмом года.
Большой успех ожидал картину и за рубежом. Более ста стран купили ее для проката, а в США «Москва слезам не верит» была отмечена высшей кинематографической награды – «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того фильм был отмечен высокими наградами на кинофестивалях в Хьюстоне (США), Кито (Эквадор), Брюсселе (Бельгия) и в Потругалии.
Актёрские работы
Родился 17.09.1939, Баку

Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 в Баку (Азербайджанская ССР). Отец — Меньшов Валентин Михайлович (1912—1974). Мать — Меньшова Антонина Александровна (1905—1964). Жена — актриса Вера Алентова. Есть дочь — актриса и телеведущая Юлия Меньшова.
Награды и достижения:
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу» за 1973 год
- Лаурет Государственных премий РСФСР (1976) и СССР (1981)
- Премия «Оскар» в номинации «Лучший иностраннный фильм» 1980 года
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
- Народный артист России
- Почётный гражданин города Астрахань (2007)
Путь в актеры
Валентин Михайлович очень хотел, чтобы сын избрал профессию военного. Однако Владимир мечтал совсем о другом. Еще с детства он увлекся кино. Мальчик не раз пересматривал советские фильмы, многие из которых знал практически наизусть. Кроме того, Владимир участвовал в постановках школьных спектаклей, а также серьезно изучал литературу о кино.
К окончанию школы Владимир твердо утвердился в мысли стать актером. Родители были не в восторге от выбора сына, - слишком уж сомнительной им казалась эта затея, но мешать сыну они не стали. Так, в 1957 году Владимир отправился покорять Москву.
Первая попытка оказалась неудачной. Во ВГИКе юношу забраковали. Причем забраковали по делу, - Владимир оказался совершенно неподготовленным. Но поездка не прошла даром. Окунувшись в новый для себя мир, он был им просто зачарован, и твердо решил не отступать от своей цели.
Владимир вернулся в Астрахань и устроился на завод имени Карла Маркса. Там он работал сначала учеником токаря, а затем токарем. В 1958 году юношу приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра, где он начал набираться столь необходимого опыта для поступления в театральный институт.
В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку. И только в 1961-м вновь решился на покорение Москвы….
Первые роли в кино
В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК. К диплому однокурсник Владимира Александр Павловский решил поставить на Одесской киностудии комедию «Счастливый Кукушкин». Владимир Меньшов выступил в ней в качестве соавтора сценария, а также исполнителя главной роли – молодого рабочего Кукушкина. Дебют Меньшова удался. В 1971 году картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71».
Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза Семена Боброва в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.
После этого Меньшов вдруг оказался очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча» (колхозный бригадир Клим Авилов), производственной драме «Собственное мнение» (психолог Петров). В этих картинах Меньшов создавал образ решительных, волевых людей, обладающих чувством собственного достоинства и обаянием.
Первая режиссерская удача
Несмотря на удачные актерские работы, главным для Меньшова, по-прежнему, оставалась режиссура. Его первой работой на этом поприще стала короткометражка «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», снятая еще в годы учебы. А настоящий дебют в качестве режиссера состоялся в 1976 году.
Картина «Розыгрыш», рассказывающая о жизни современных школьников вызвала у зрителей бурный успех, составными частями которого стали: правдивый сценарий, великолепная игра молодых звезд (Дмитрий
Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев, Евдокия Германова), замечательные песни Александра Флярковского и Алексея Дидурова и, конечно же, качественная режиссерская работа. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР.
«Москва слезам не верит»
В 1978 году Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит». Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. История девушки-лимитчицы, преодолевающей жизненные трудности и становящейся директором фабрики, никого не воодушевляла. В советском кинематографе уже были подобные картины, например «Светлый путь» Григория Александрова, где главная героиня Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. Немало известно и голливудских примеров, самым ярким из которых, конечно же, является драма Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон». Тем не менее, Меньшова все это не смутило, он взялся за работу, как оказалось впоследствии, не зря.
В первую очередь Владимир Меньшов полностью переработал сценарий, увеличив объем до двух серий и введя новых персонажей. На главную роль Кати Тихомировой он определил свою жену Веру Алентову, а на остальные – популярных Алексея Баталова и Олега Табакова и молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. В своей картине Меньшов очень органично соединил две разные эпохи: Москвы 60-х и Москвы 70-х. Очень умело в ткань фильма была введена ретро-сцена с Леонидом Харитоновым, Иннокентием Смоктуновским и Георгием Юматовым.
На экраны фильм вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Успех был просто ошеломительным! Люди ходили на него по 2-3-4 раза! Всего за 1980 год только в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! Не удивительно, что по итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим фильмом года.
Большой успех ожидал картину и за рубежом. Более ста стран купили ее для проката, а в США «Москва слезам не верит» была отмечена высшей кинематографической награды – «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Кроме того фильм был отмечен высокими наградами на кинофестивалях в Хьюстоне (США), Кито (Эквадор), Брюсселе (Бельгия) и в Потругалии.
Актёрские работы
- 1972 — Человек на своём месте — Семён Иванович Бобров, председатель колхоза «Победа»
- 1973 — Солёный пёс
- 1974 — Последняя встреча
- 1975 — Ар-хи-ме-ды!
- 1976 — Собственное мнение
- 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Меншиков
- 1977 — Розыгрыш — тренер по плаванию
- 1978 — Федя
- 1981 — Гиблое дело
- 1981 — Под одним небом
- 1982 — Время для размышлений
- 1983 — Если враг не сдаётся
- 1983 — Магистраль
- 1984 — Любовь и голуби — ведущий кадрили
- 1985 — Снегурочку вызывали?
- 1986 — Прости — Сергей
- 1986 — Курьер — Олег Николаевич
- 1986 — Год телёнка
- 1986 — Перехват
- 1986 — Дорогой Эдисон!
- 1987 — Где находится нофелет? — Павел Голиков
- 1988 — Куколка — спортивный директор
- 1988 — Город Зеро — прокурор
- 1989 — Отче наш
- 1990 — Самоубийца
- 1990 — Ивин А.
- 1990 — Адвокат
- 1991 — Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу
- 1991 — Отдушина
- 1992 — В той области небес
- 1992 — Новый Одеон — Михаил
- 1992 — Генерал — Г. К. Жуков
- 1992 — Чтобы выжить — Олег
- 1993 — Троцкий
- 1993 — Русский регтайм
- 1995 — Авантюра
- 1995 — Ширли-мырли — президент России
- 1997 — Царевич Алексей — Меншиков
- 1998 — Сочинение к Дню Победы — генерал
- 1999 — Китайский сервиз — купец Сатановский
- 1999 — Восемь с половиной долларов — Спартак
- 1999 — Досье детектива Дубровского — Генеральный прокурор Саблин
- 2001 — Мамука
- 2001 — Остановка по требованию 2
- 2001 — Пятый угол — губернатор
- 2001 — Спартак и Калашников — полковник
- 2002 — Ледниковый период — министр МВД
- 2004 — Ночной дозор — Гесер
- 2003 — Участок — Лев Шаров
- 2003 — Москва. Центральный округ — Брагин
- 2004 — Диверсант — Калязин
- 2004 — 32 декабря — Юрий
- 2004 — Время жестоких — Новожилов
- 2004 — Только ты... — Лепехин
- 2004 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…-1 — Валентин Большов, отец Веры
- 2005 — Дневной дозор — Гесер
- 2005 — Брежнев — Д. Ф. Устинов
- 2006 — Заколдованный участок — Лев Шаров
- 2006 — У.Е. — Палметов
- 2007 — 07-й меняет курс — президент России
- 2007 — Код апокалипсиса — Игорь Дмитриевич Харитонов
- 2007 — Диверсант. Конец войны — Калязин
- 2007 — Ликвидация — Г. К. Жуков
- 2007 — Судебная колонка — Ярослав Иванов, отец Даши
- 2009 — Каникулы строгого режима — Вышкин
- 2009 — Течет река Волга — Роман Саввич
- 2009 — О, счастливчик!
- 2010 — Любовь-морковь 3
- 2010 — Поколение П
- 2003 — Шаг за шагом — Борис
Режиссёрские работы
- 1977 — Розыгрыш
- 1979 — Москва слезам не верит
- 1984 — Любовь и голуби
- 1995 — Ширли-мырли
- 2000 — Зависть богов
- 2008 — Большой вальс