
Три истории, три периода жизни Михаля Берга. Послевоенная Германия 50-х годов в котором молодой ещё Михаль познаёт искусство любви, Берлин 60-х, где Михаль изучает юреспреденцию и конец 80-х, 90-е года… завершение и развязка истории его жизни…
Ещё один претендент на «Оскар» фильм британца Стивена Долдри, известного фильмом о Виржинии Вульф – «Часы», за которую Николь Кидман получила заслуженную золотую статуэтку. На этот раз режиссёр взялся за экранизацию бестселлера немецкого писателя Бернхарда Шлинка – «Чтец», который был впервые опубликованн в Германии в 1995 году.
Двумя годами позже книга была переведена на английский язык и вышла в США, став первым немецкоязычным произведением, возглавившим чарт литературных бестселлеров по версии газеты New York Times. Сам автор хотел, чтобы экранизация была сделана на английском языке, поскольку считал и считает, что последствия Холокоста касаются всего мира…
На главные роли в фильм были приглашены известные английский актёры Райф Файнс и Кейт Уинслетт. Для Кейт этот год стал довольно продуктивным, ведь она уже получила «Золотой глобус» за «Дорогу перемен» Мэндеса и теперь готова побороться за «Оскар» за роль в «Чтеце»…
Интересно, что с самого начала Кейт Уинслетт отказалась от роли, сославшись на свою занятость и роль перешла к Николь Кидман. Однако из-за роли в фильме «Австралия» База Лурмана Кидман тоже была вынуждена отказаться и через некоторое время роль вернулась к освободившейся Уинслетт… практически все остальные актёры, занятые в фильме – немцы.
Исполнителю главной роли молодого Михаеля пришлось практически с нуля учить английский язык… и что интересно, откровенные сцены между ним и Уинслетт снимали уже в самом конце съёмочного процесса…, как только Девиду исполнилось 18 лет...

Фильм «Чтец» без сомнения заслуживает внимания хотя бы поднятой темой еврейского геноцида, проблемой покаяния, раскаяния и осознания своего преступления. Хана Шмиц, согрешившая с самого начала усугубляет свою вину ещё и службой в СС в концентрационном лагере «Аушвиц». Она лично выбирает девушек, которые пойдут на смерть, потому что лагеря переполнены и новых заключённых нужно где-то селить …
Это естественный отбор, жизнь человека, который просто делает свою работу… потому что иначе нельзя… Однако кроме очевидной, но уже давно не новой проблемой «Холокоста» существует ещё и сюжетная линия Михаэля, бывшего несовершеннолетнего любовника Ханны, который всю свою жизнь связан с ней так сказать «одной цепью».
Сначала буквальной, каждый день обучаясь у неё тонкостям взрослой половой жизни, затем уже виртуальной, выслушивая на процессе обвинения в её адрес и затем письменно- аудиоцепью – в посланиях и начитанных на кассеты книгах, которые он отсылает заключённой Ханне – вот она версия рождения настоящей аудиокниги...
Он читал ей практически с самого первого дня их знакомства, потому что Ханна – была неграмотной. Она познавала мир с его помощью, а он с её. Они дополняли друг друга…, а его книги, которые он отправляет ей в тюрьму это голос прошлого, единственная помощь, которую он может ей дать, единственная её связь с внешним миром…
И с его помощью, помощью его голоса и её любимых книг, которые она уже знает на память, Ханна самостоятельно учиться читать и писать…
Всё это, конечно, весьма трогательно, однако довольно вторично. Откровенные сцены с Кейт Уинслетт, которых в фильме довольно много, не добавляют сюжету никакой составляющей, а лишь показывают так называемую «правду жизни» и смелость актрисы.
Её роль в «Чтеце» на порядок слабее «Дороги перемен» и это ощущается в каждом кадре. Образ Ханны у Уинслетт получился плоский и неинтересный. Точно такой же пустой образ создал и Райф Файнс, который второстепенно появляется в кадре и также не добавляет повествованию никакой динамики.
Всю эту проблему можно было уместить в гораздо меньший финальный объём и не размусоливать довольно посредственную историю на два часа экранного времени… В этом фильме всё понятно практически с самого начала и в концу мы тоже не получаем никаких откровений. Ещё одна история, вариация на тему, ранее намного сильнее рассказанная Спилбергом в его гениальном «Списке Шиндлера»…
Покаяние и раскаяние, осознание своих ошибок, боль и страдания. Загубленные жизни, прожитые зря годы… Фильм сквозит печалью, однако в отличие от предыдущей работы режиссёра в нём не хватает нужной глубины… хотя иногда и на мелководье можно намыть что-то ценное...
Фильм рекомендуется к просмотру ценителям прозы Шлинка. Любителям хорошего драматического искусства рекомендуется запастись кофе или другими энергетиками.
Приятного вам просмотра…
