
Праксиноскоп был изобретён в Ле-Пюи-ан-Веле[ Эмилем Рейно в 1876 году. Запатентован в 1877 году. Он представлял собой оптическую игрушку, которая давала иллюзию движения и работала по принципу «оптической компенсации». Эта игрушка получила «почётное упоминание» на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и имела большой коммерческий успех, что позволило её изобретателю продолжить свои исследования. Таким образом, праксиноскоп лёг в основу следующих его изобретений: «анимация в декорации» (праксиноскоп-театр), проекционная … эээ …. проекция ...хехехех (проекционный праксиноскоп), проекция «неопределённой длины» (оптический театр) и рельефная проекция (стереокино). Последние эксперименты не увенчались особым успехом[ и представляли по сути чисто исторический интерес.
Праксиноскоп является усовершенствованием зоотропа Уильяма Джорджа Хорнера, у которого заимствуется принцип полосы из двенадцати рисунков, «разлагающей» циклическое движение. Как и в зоотропе, эта сменная лента расположена внутри барабана, который вращается вокруг оси, служащей вспомогательной «ножкой». В праксиноскопе Эмиль Рейно добавил внутрь барабана гранёный цилиндр, на котором расположены двенадцать маленьких зеркал. Эта «клетка из зеркал» (Эмиль Рейно использует выражение «клетка из зеркал» в своем патенте]) вращается одновременно с барабаном и лентой, которую нужно анимировать. Каждое из зеркал отражает один из двенадцати рисунков полосы (тот, что обращен к ней). Если каждое зеркало расположено ровно на полпути между рисунком, который оно отражает, и общей осью вращения, то отражённое изображение этого рисунка[] происходит точно на указанной оси, так что при вращении аппарата отражённые изображения двенадцати изображений полосы сменяют друг друга, не покидая оси аппарата.
Следует также отметить, что, в отличие от щелевых оптических игрушек, восприятие анимации, произведённой внутри «клетки зеркал», осуществляется без «опалубки»: поэтому она идеально светится (под этим подразумевается, что создаваемая анимация такая же яркая, как рисунки анимируемой ленты).
Это восприятие мало размыто (или, точнее, очень мало «раскручено» или «перемещено»). Однако остаётся только дефект, который Эмиль Рейно очень хорошо описывает в своём патенте, в виде небольшого трепетания краёв изображения, трепетания, к которому глаз быстро приспосабливается (этот дефект не очень заметен при изображении предметов в определённом формате). В своём патенте от 1877 года[ ]Рейно пишет по этому поводу: «Глаз не будет иметь другого неблагоприятного впечатления, кроме слабого прерывистого углового смещения вокруг центральной оси одного изображения [...], смещения, угол которого будет соответствовать числу сторон многоугольника и будет тем меньше, чем больше число сторон».
Этот же дефект (типичный для тауматропов) был особенно заметен на другом изобретении Эмиля Рейно, кукольном волчке: это устройство на самом деле состояло всего из четырёх зеркал. Также важно знать, что недостаток праксиноскопа сводился к минимуму, когда каждый рисунок полосы размещался прямо перед её зеркалом.
Наконец, следует отметить, что анимация, производимая праксиноскопом, может наблюдаться без каких-либо заметных неудобств обоими глазами одновременно, что имеет место только в исключительных случаях с зоотропами и фенакистископами.